Школьный психолого – педагогический консилиум – один из перспективных методов психопрофилактической работы
Известный педагог Ю.К.Бабанский отмечал, что «для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учёбе или недостатков поведения. Улучшение изучения школьников позволит глубже решить и такую проблему, как развитие их склонностей, способностей и талантов…».
Таким образом, психолого – педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно – воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать.
В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения.
Задачи консилиума:
1. Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся.
2. Принятие коллективного решения о соответствующих для данного ученика типе класса, учебной программы, особенностях обучения.
3. Разработка программы педагогических мер в целях коррекции отклоняющегося развития.
4. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Принципы работы психолого – педагогического консилиума:
Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительное.
- Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.
- Принцип закрытости информации. Диагноз, или заключение консилиума, не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Функции консилиума:
- Диагностическая:
- выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;
- изучение социальной ситуации развития, положении в коллективе;
- определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
2. Реабилитирующая:
- защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;
- выбор оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
- выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях школьного обучения, так и методами семейного воспитания;
- семейная реабилитация, смысл которой в повышении статуса ребёнка в глазах родителей;
- школьная реабилитация, которая направлена на разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у учителей;
- выработка рекомендаций разным участникам образовательного процесса.
3. Воспитательная:
- разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
- интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ученика;
- обеспечение преемственности педагогических воздействий.
Виды консилиумов
По цели психолого – педагогические консилиумы можно разделить на первичные, плановые, срочные и заключительные. Подробней остановимся на характеристике каждого вида.
1. Первичный консилиум проводится при зачислении учащегося в класс сразу по завершении первичных обследований у всех специалистов. Как правило, это психолог, логопед и/или дефектолог, психиатр, педагог; в отдельных случаях могут быть привлечены другие специалисты.
Цель консилиума: определение
- особенностей развития учащегося,
- возможных условий и форм его обучения,
- необходимого психологического, логопедического и/или иного сопровождения педагогического процесса.
2. Плановый консилиум рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие.
Цель консилиума:
- оценка динамики обучения и коррекции,
- внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу,
- изменение формы, режима или программы обучения,
- назначение дополнительных обследований.
- Срочный консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, работающих с учащимся, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).
Цель консилиума:
- выяснение причин возникших проблем;
- оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления;
- определение допустимых нагрузок;
- определение необходимости изменения режима или формы обучения.
4. Заключительный консилиум проводится в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения (например, из начальной школы в среднее звено) или в связи с завершением коррекционной работы.
Цель консилиума:
- оценка статуса учащегося на момент окончания обучения:
приобретённые знания по всем учебным предметам,
степень социализации,
состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер,
уровень развития высших психических функций;
- рекомендации для педагогов, которые будут работать с учащимся в дальнейшем.
Материалы заключительного консилиума используются как основа для составления психолого – педагогической характеристики ребёнка.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСИЛИУМА
Заседания консилиума проводятся по мере необходимости, но не менее трёх обсуждений каждого ученика в учебном году. Наиболее целесообразно проводить заседания, посвящённые учащимся одного класса СКО. Совещание может быть также созвано в экстренном порядке.
Организация заседаний проводится в два этапа.
1 этап – Подготовительный
Подготовка консилиума проводится каждым участником отдельно.
· ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СБОР, ОБОБЩЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ;
· ФОРМУЛИРУЮТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ;
· ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АНАЛИЗИРУЮТСЯ ПО РЯДУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ:
медицинскому;
психологическому;
логопедическому;
социологическому;
педагогическому.
2 этап - Основной
- проводится обсуждение по итогам диагностики;
- вырабатывается коллективное решение, рекомендации;
- обсуждаются и утверждаются тип класса, учебной программы, приёмы и методы педагогического воздействия.
Состав консилиума
Для эффективной и компетентной работы состав консилиума должен быть достаточно гибок. Он включает в себя постоянных и временных участников.
Постоянные участники присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке и последующем контроле за выполнением рекомендаций. Обязательными участниками консилиума являются завуч, психолог, классные руководители. Весьма желательно участие в консилиуме медицинского работника (школьного врача или медсестры, врача – психиатра, других врачей в зависимости от специфики работы образовательного учреждения). Если образовательное учреждение специальное (коррекционное) или есть классы СКО в общеобразовательной школе, то очень важно участие в работе консилиума школьного логопеда или дефектолога. Полноправным участником консилиума также может быть социальный педагог.
Временные участники приглашаются на данное заседание по необходимости для повышения эффективности работы и успешности в формулировке заключения (решения) и выработке коллективных рекомендаций. Временными участниками могут быть учителя – предметники, различные специалисты-консультанты, выступающие в качестве экспертов, инспектор ИДН, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях могут быть приглашены воспитатель, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог и т.п.
ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ КОНСИЛИУМА
1. Председатель консилиума (им может быть завуч или представитель администрации школы, курирующий работу классов СКО, или психолог):
- организует работу психолого – педагогического консилиума;
- обеспечивает систематичность заседаний;
- формирует состав участников следующего заседания;
- формирует состав учащихся, обсуждаемых на заседании;
- координирует связи консилиума с другими звеньями учебно – воспитательного процесса;
- организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.
2. Классный руководитель или учитель, работающий в классе СКО:
- предоставляет педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных учеников и класса в целом, опираясь на результаты собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками;
- анализирует характер продвижения ученика в своём развитии и овладении знаниями и умениями;
- выявляет трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях;
- предоставляет информацию об индивидуальных особенностях обучения, общения и самочувствия ученика;
- формулирует педагогические гипотезы, выводы и рекомендации.
3. Учитель – предметник:
- предоставляет информацию об успешности обучения и поведении ученика на его уроке;
- выявляет трудности, которые испытывает ученик по данному предмету, определяет пути преодоления этих трудностей;
- формулирует педагогические выводы и рекомендации.
Не рекомендуется часто приглашать учителей-предметников на заседания консилиума в силу ряда причин:
- выработка индивидуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педагогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребёнка очень затруднена, а принимаемые решения не всегда эффективны;
- проблемы конкретного ребёнка могут быть связаны именно с отношением к нему определённого учителя, каким-либо острым конфликтом в их отношениях.
Необходимую информацию учителя-предметники могут передать на консилиум через классного руководителя и/или психолога, а познакомиться с решением заседания могут на консультациях, проводимых председателем консилиума, обсудить итоги с психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума.
4. Медицинский работник:
- информирует о состоянии здоровья учащихся;
- даёт рекомендации по режиму жизнедеятельности ребёнка;
- обеспечивает направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости).
5. Логопед школы:
- организует сбор диагностических данных о речевом недоразвитии учащихся;
- обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;
- формулирует диагностические выводы, рекомендации;
- проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.
6. Дефектолог школы:
- организует сбор диагностических данных о сформированности у учащихся учебных и общеучебных навыков, о продвижении ученика в своём развитии;
- обобщает и систематизирует полученные диагностические данные;
- формулирует диагностические выводы, рекомендации;
- проводит собеседования с педагогами и родителями.
Обязанности специалистов будут меняться в зависимости от специфики работы образовательного учреждения. Например, в школе-интернате для слабослышащих и позднооглохших детей учителю-дефектологу необходимо предоставить информацию о состоянии слуха детей (без слухового аппарата и со слуховым аппаратом) и произносительной стороны речи, о продвижении ученика в развитии остаточного слуха, об усвоении умений и навыков с предметных уроков, о развитии познавательных психических процессов.
7. Социальный педагог:
- предоставляет информацию об учащихся «группы риска»;
- выявляет причины отклонений в поведении учащихся;
- формулирует педагогические гипотезы, выводы и рекомендации;
- осуществляет решения консилиума, которые касаются непосредственной работы с семьёй, с социальными службами, инспекцией по делам несовершеннолетних;
- проводит педагогические беседы с учащимися и их родителями (или лицами, их заменяющими).
Если в школе нет социального педагога, то эти обязанности могут взять на себя заместитель директора по воспитательной работе и психолог (работают в паре).
8. Инспектор ИДН:
- представляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне (о неформальных объединениях, происшествиях и правонарушениях, в которых задействованы ученики данной школы и т.д.);
- даёт характеристику неблагополучным семьям, стоящим на учёте.
Данную информацию может предоставить и социальный педагог, постоянно взаимодействующий с инспектором ИДН.
9. Педагог – психолог:
- организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
- обобщает, систематизирует результаты диагностики;
- формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы, предварительные рекомендации;
- проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.
Задачи психолога в психолого - педагогическом консилиуме:
- помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, к пониманию его интересов и склонностей;
- показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений со взрослыми и сверстниками;
- показать особенности его самооценки, уровня притязаний, мотивации, эмоционального настроя;
- помочь учителю объективно оценить и понять интеллектуальные возможности и личностные особенности ученика;
- обеспечить подход к ребёнку с оптимистической позиции относительно перспектив его дальнейшего развития;
- наметить реальную программу работы с ребёнком.
Примерный алгоритм психологического сопровождения в рамках работы школьного психолого - педагогического консилиума (по Битяновой М.Р.).
1. Организационная и методическая подготовка к проведению цикла сопровождающей деятельности.
- Чёткое почасовое планирование диагностических мероприятий, консилиумов.
- Согласование данного плана со всеми участниками консилиума.
- Подготовка необходимых методических материалов - бланков, текстов методик, ключей, таблиц для обработки и т.д.
2. Проведение первого этапа диагностического обследования.
- Наблюдение за учащимися на уроках, регистрация данных в протоколе;
- Проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися выбранной параллели.
- Проведение экспертного опроса педагогов, при необходимости и родителей.
- Обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем учащимся, отбор группы школьников для проведения различных схем углублённой психодиагностики.
- Организационная и методическая подготовка ко второму этапу психодиагностики.
3. Проведение второго этапа психодиагностического обследования.
- Проведение углублённого диагностического обследования выбранной группы школьников.
- Обработка данных, заполнение заключений по обследованию.
4. Подготовка к психолого - педагогическому консилиуму.
- Проведение консультаций со школьным врачом, психиатром, классными руководителями и другими специалистами относительно предстоящего консилиума.
- Подготовка аналитической информации по классам и параллели в целом.
- Составление плана обсуждения: выделение групп психологически благополучных школьников и школьников с разными типами проблем.
- Подготовка бланков для заключения консилиума.
5. Проведение психолого - педагогического консилиума.
- Обмен информацией между участниками консилиума относительно конкретных школьников.
- Разработка и планирование стратегии сопровождения каждого школьника, а также в целом по классу или параллели.
- Заполнение бланка заключения консилиума по данному школьнику.
Примечание для психологов:
- Обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определённые аналитические обобщённые материалы.
- Информация о ребёнке или его семье должна быть представлена в форме, не нарушающей их права на конфиденциальность.
- Материалы, которые представляет психолог, должны быть написаны языком, доступным и понятным педагогам, медику и другим участникам консилиума (без излишнего использования специальной терминологии). Формулировки должны быть точными, без разночтений.
Например, под таким понятием, как "слабый ученик", классный руководитель может подразумевать неуспевающего, медицинский работник - болезненного, а учитель физкультуры - неловкого, неуклюжего ребёнка.
6. Реализация решений консилиума.
- Осуществление общих консультативных и просветительских мероприятий:
проведение родительских собраний,
консультирование администрации,
проведение групповых консультаций педагогов - предметников,
проведение индивидуальных консультаций педагогов, родителей, учащихся.
- Планирование совместных действий классных руководителей и психолога.
- Отбор школьников в специальные коррекционные или развивающие группы и проведение индивидуальных или групповых занятий.
- Проведение контрольной психодиагностики, которая может быть "усечённой", "урезанной" и представляет собой психолого - педагогический мониторинг восстанавливаемого в ходе коррекционных мероприятий нарушения.
- Осуществление социально - диспетчерской деятельности (поиск специалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероприятий).
7. Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.
- Консультации с педагогами - предметниками и классными руководителями по итогам проведения психолого - педагогического цикла работы со школьниками данной параллели.
- Перспективное планирование сопровождающей деятельности по завершению цикла работы (совместно с педагогами).
Примерный перечень документации, необходимой для проведения школьного психолого - педагогического консилиума
1. Положение о консилиуме данного учреждения, в котором определены:
- цели, задачи консилиума;
- отражена специфика образовательного учреждения;
- направления деятельности (или виды работ) ШППК;
- участники (постоянные и временные), их задачи и функциональные обязанности;
- организация работы консилиума.
2. Приказ по образовательному учреждению о создании ШППК.
3.План работы школьного психолого - педагогического консилиума на текущий учебный год.
4. Документация по проведению консилиума:
- Протоколы заседаний.
- Протокол и приложение к протоколу психологического обследования учащихся класса.
В протоколе фиксируются результаты всех обследований в первичной числовой форме и в виде качественного уровневого показателя. Этими данными пользуется только психолог. В приложении даётся обобщённая информация по результатам обследования, которая может быть предоставлена для ознакомления другим участникам консилиума.
- Представления на ребёнка (Приложения № 1,2,3).
- Карта развития ребёнка, которая содержит следующие вкладыши: "Коллегиальное заключение ШППК", "Заключение специалистов ШППК" и основные разделы индивидуальной коррекционно - развивающей программы, "Лист контроля динамики развития ребёнка".
- Циклограмма распределения времени ребёнка.
- Лист координации деятельности специалистов.
- Коррекционно - образовательный маршрут группы, который разрабатывается на основе полученных результатов обсуждения и заполнения заключения медико - психолого - педагогического изучения ребёнка в образовательном учреждении на начало учебного года.
- Психологический и педагогический мониторинг.