МБОУ "СОШ им. Г.И. Успенского" д. Сябреницы
Новгородская область, Чудовский район, д. Сябреницы
  • Психолого-педагогический консилиум

    Школьный психолого – педагогический консилиум – один из перспективных методов психопрофилактической работы

    Известный педагог Ю.К.Бабанский отмечал, что «для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учёбе или недостатков поведения. Улучшение изучения школьников позволит глубже решить и такую проблему, как развитие их склонностей, способностей и талантов…».

    Таким образом, психолого – педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно – воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать.

    В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей  в процессе  обучения.

     Задачи консилиума:

     1. Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся.

    2. Принятие коллективного решения о соответствующих для данного ученика типе класса, учебной программы, особенностях обучения.

    3. Разработка программы педагогических мер в целях коррекции отклоняющегося развития.

    4. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

     Принципы работы психолого – педагогического консилиума:

     Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительное.

    1. Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.
    2. Принцип закрытости информации. Диагноз, или заключение консилиума, не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например,  снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

     Функции консилиума:

    1. Диагностическая:
    • выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;
    • изучение социальной ситуации развития, положении в коллективе;
    • определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.

     2. Реабилитирующая:

    • защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;
    • выбор оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
    • выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях школьного обучения, так и методами семейного воспитания;
    • семейная реабилитация, смысл которой в повышении статуса ребёнка в глазах родителей;
    • школьная реабилитация, которая направлена на разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у учителей;
    • выработка рекомендаций разным участникам образовательного процесса.

     3. Воспитательная:

    • разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
    • интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ученика;
    • обеспечение преемственности педагогических воздействий.

     Виды консилиумов

     По цели психолого – педагогические консилиумы можно разделить на первичные, плановые, срочные и заключительные. Подробней остановимся на характеристике каждого вида.

     1. Первичный консилиум проводится при зачислении учащегося в класс сразу по завершении первичных обследований у всех специалистов. Как правило, это психолог, логопед и/или дефектолог, психиатр, педагог; в отдельных случаях могут быть привлечены другие специалисты.

    Цель консилиума: определение

    • особенностей развития учащегося,
    • возможных условий и форм его обучения,
    • необходимого психологического, логопедического и/или иного сопровождения педагогического процесса.

     2. Плановый консилиум рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие.

    Цель консилиума: 

    • оценка динамики обучения и коррекции,
    • внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу,
    • изменение формы, режима или программы обучения,
    • назначение дополнительных обследований.
    1. Срочный консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, работающих с учащимся, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).

    Цель консилиума:

    • выяснение причин возникших проблем;
    • оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления;
    • определение допустимых нагрузок;
    • определение необходимости изменения режима или формы обучения.

     4. Заключительный консилиум проводится в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения (например, из начальной школы в среднее звено) или в связи с завершением коррекционной работы.

    Цель консилиума:

    • оценка статуса учащегося на момент окончания обучения:

    приобретённые знания по всем учебным предметам,

                                          степень социализации,

                                          состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер,

                                          уровень развития высших психических функций;

    • рекомендации для педагогов, которые будут работать с учащимся в дальнейшем.

    Материалы заключительного консилиума используются как основа для составления психолого – педагогической характеристики ребёнка.

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСИЛИУМА

     Заседания консилиума проводятся по мере необходимости, но не менее трёх обсуждений каждого ученика в учебном году. Наиболее целесообразно проводить заседания, посвящённые учащимся одного класса СКО. Совещание может быть также созвано в экстренном порядке.

     Организация заседаний проводится в два этапа.

    1 этап – Подготовительный

    Подготовка консилиума проводится каждым участником отдельно.

    ·        ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СБОР, ОБОБЩЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ;
    ·        ФОРМУЛИРУЮТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ;
    ·        ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АНАЛИЗИРУЮТСЯ ПО РЯДУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: 

                       медицинскому;

                       психологическому;

                       логопедическому;

                       социологическому;

                       педагогическому.

    2 этап - Основной

    • проводится обсуждение по итогам диагностики;
    • вырабатывается коллективное решение, рекомендации;
    • обсуждаются и утверждаются тип класса, учебной программы, приёмы и методы педагогического воздействия.

     Состав консилиума

     Для эффективной и компетентной работы состав консилиума должен быть достаточно гибок. Он включает в себя постоянных и временных участников.

     Постоянные участники присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке и  последующем контроле за выполнением рекомендаций. Обязательными участниками консилиума являются завуч, психолог, классные руководители. Весьма желательно участие в консилиуме медицинского работника (школьного врача или медсестры, врача – психиатра, других врачей в зависимости от специфики работы образовательного учреждения). Если образовательное учреждение специальное (коррекционное) или есть классы СКО в общеобразовательной школе, то очень важно участие в работе консилиума школьного логопеда или дефектолога. Полноправным участником консилиума также может быть социальный педагог.

              Временные участники  приглашаются на данное заседание по необходимости для повышения эффективности работы и успешности в формулировке заключения (решения) и выработке коллективных рекомендаций. Временными участниками могут быть учителя – предметники, различные специалисты-консультанты, выступающие в качестве экспертов, инспектор ИДН, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях могут быть приглашены воспитатель, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог и т.п.

     ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ КОНСИЛИУМА

     1. Председатель консилиума (им может быть завуч или представитель администрации школы, курирующий работу классов СКО, или психолог):

    • организует работу психолого – педагогического консилиума;
    • обеспечивает систематичность заседаний;
    • формирует состав участников следующего заседания;
    • формирует состав учащихся, обсуждаемых на заседании;
    • координирует связи консилиума с другими звеньями учебно – воспитательного процесса;
    • организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.

     2. Классный руководитель или учитель, работающий в классе СКО:

    • предоставляет педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных учеников и класса в целом, опираясь на результаты собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками;
    • анализирует характер продвижения ученика в своём развитии и овладении знаниями и умениями;
    • выявляет трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях;
    • предоставляет информацию об индивидуальных особенностях обучения, общения и самочувствия ученика;
    • формулирует педагогические гипотезы, выводы и рекомендации.

     3. Учитель – предметник:

    • предоставляет информацию об успешности обучения и поведении ученика на его уроке;
    • выявляет трудности, которые испытывает ученик по данному предмету, определяет пути преодоления этих трудностей;
    • формулирует педагогические выводы и рекомендации.

     Не рекомендуется часто приглашать учителей-предметников на заседания консилиума в силу ряда причин:

    • выработка индивидуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педагогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребёнка очень затруднена, а принимаемые решения не всегда эффективны;
    • проблемы конкретного ребёнка могут быть связаны именно с отношением к нему определённого учителя, каким-либо острым конфликтом в их отношениях.

    Необходимую информацию  учителя-предметники могут передать на консилиум через классного руководителя и/или  психолога, а познакомиться с решением заседания могут на консультациях, проводимых председателем консилиума, обсудить итоги с психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума.

     4. Медицинский работник:

    • информирует о состоянии здоровья учащихся;
    • даёт рекомендации по режиму жизнедеятельности ребёнка;
    • обеспечивает направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости).

     5. Логопед школы:

    • организует сбор диагностических данных о речевом недоразвитии учащихся;
    • обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;
    • формулирует диагностические выводы, рекомендации;
    • проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.

     6. Дефектолог школы:

    • организует сбор диагностических данных о сформированности у учащихся учебных и общеучебных навыков, о продвижении ученика в своём развитии;
    • обобщает и систематизирует полученные диагностические данные;
    • формулирует диагностические выводы, рекомендации;
    • проводит собеседования с педагогами и родителями.

    Обязанности специалистов будут меняться в зависимости от специфики работы образовательного учреждения. Например, в школе-интернате для слабослышащих и позднооглохших детей  учителю-дефектологу необходимо предоставить информацию о состоянии слуха детей (без слухового аппарата и со слуховым аппаратом) и произносительной стороны речи, о продвижении ученика в развитии остаточного слуха, об усвоении умений и навыков с предметных уроков, о развитии познавательных психических процессов.

     7. Социальный педагог:

    • предоставляет информацию об учащихся «группы риска»;
    • выявляет причины отклонений в поведении учащихся;
    • формулирует педагогические гипотезы, выводы и рекомендации;
    • осуществляет решения консилиума, которые касаются непосредственной работы с семьёй, с социальными службами, инспекцией по делам несовершеннолетних;
    • проводит педагогические беседы с учащимися и их родителями (или лицами, их заменяющими).

    Если в школе нет социального педагога, то эти обязанности могут взять на себя заместитель директора по воспитательной работе и психолог (работают в паре).

     8. Инспектор ИДН:

    • представляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне (о неформальных объединениях, происшествиях и правонарушениях, в которых задействованы ученики данной школы и т.д.);
    • даёт характеристику неблагополучным семьям, стоящим на учёте.

    Данную информацию может предоставить и социальный педагог, постоянно взаимодействующий с инспектором ИДН.

     9. Педагог – психолог:

    • организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
    • обобщает, систематизирует результаты диагностики;
    • формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы, предварительные рекомендации;
    • проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.

     Задачи психолога в психолого - педагогическом консилиуме:

    • помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, к пониманию его интересов и склонностей;
    • показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений со взрослыми и сверстниками;
    • показать особенности его самооценки, уровня притязаний, мотивации, эмоционального настроя;
    • помочь учителю объективно оценить и понять интеллектуальные возможности и личностные особенности ученика;
    • обеспечить подход к ребёнку с оптимистической позиции относительно перспектив его дальнейшего развития;
    • наметить реальную программу работы с ребёнком.

     Примерный алгоритм психологического сопровождения в рамках работы школьного психолого - педагогического консилиума (по Битяновой М.Р.).

     1. Организационная и методическая подготовка к проведению цикла сопровождающей деятельности.

    • Чёткое почасовое планирование диагностических мероприятий, консилиумов.
    • Согласование данного плана со всеми участниками консилиума.
    • Подготовка необходимых методических материалов - бланков, текстов методик, ключей, таблиц для обработки и т.д.

     2. Проведение первого этапа диагностического обследования.

    • Наблюдение за учащимися на уроках, регистрация данных в протоколе;
    • Проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися выбранной параллели.
    • Проведение экспертного опроса педагогов, при необходимости и родителей.
    • Обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем учащимся, отбор группы школьников для проведения различных схем углублённой психодиагностики.
    • Организационная и методическая подготовка ко второму этапу психодиагностики.

     3. Проведение второго этапа психодиагностического обследования.

    • Проведение углублённого диагностического обследования выбранной группы школьников.
    • Обработка данных, заполнение заключений по обследованию.

     4. Подготовка к психолого - педагогическому консилиуму.

    • Проведение консультаций со школьным врачом, психиатром, классными руководителями и другими специалистами относительно предстоящего консилиума.
    • Подготовка аналитической информации по классам и параллели в целом.
    • Составление плана обсуждения: выделение групп психологически благополучных школьников и школьников с разными типами проблем.
    • Подготовка бланков для заключения консилиума.

     5. Проведение психолого - педагогического консилиума.

    • Обмен информацией между участниками консилиума относительно конкретных школьников.
    • Разработка и планирование стратегии сопровождения каждого школьника, а также в целом по классу или параллели.
    • Заполнение бланка заключения консилиума по данному школьнику.

     Примечание для психологов:

    • Обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определённые аналитические обобщённые материалы.
    • Информация о ребёнке или его семье должна быть представлена в форме, не нарушающей их права на конфиденциальность.
    • Материалы, которые представляет психолог, должны быть написаны языком, доступным и понятным педагогам, медику и другим участникам консилиума (без излишнего использования специальной терминологии). Формулировки должны быть точными, без разночтений.

    Например, под таким понятием, как "слабый ученик", классный руководитель может подразумевать неуспевающего, медицинский работник - болезненного, а учитель физкультуры - неловкого, неуклюжего ребёнка.

     6. Реализация решений консилиума.

    • Осуществление общих консультативных и просветительских мероприятий:

    проведение родительских собраний,

    консультирование администрации,

    проведение групповых консультаций педагогов - предметников,

    проведение индивидуальных консультаций педагогов, родителей, учащихся.

    • Планирование совместных действий классных руководителей и психолога.
    • Отбор школьников в специальные коррекционные или развивающие группы и проведение индивидуальных или групповых занятий.
    • Проведение контрольной психодиагностики, которая может быть "усечённой", "урезанной" и представляет собой психолого - педагогический мониторинг восстанавливаемого в ходе коррекционных мероприятий нарушения.
    • Осуществление социально - диспетчерской деятельности (поиск специалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероприятий).

     7. Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

    • Консультации с педагогами - предметниками и классными руководителями по итогам проведения психолого - педагогического цикла работы со школьниками данной параллели.
    • Перспективное планирование сопровождающей деятельности по завершению цикла работы (совместно с педагогами).

     Примерный перечень документации, необходимой для проведения школьного психолого - педагогического консилиума

     1. Положение о консилиуме данного учреждения, в котором определены:

    • цели, задачи консилиума;
    • отражена специфика образовательного учреждения;
    • направления деятельности (или виды работ) ШППК;
    • участники (постоянные и временные), их задачи и функциональные обязанности;
    • организация работы консилиума.

     2. Приказ по образовательному учреждению о создании ШППК.

     3.План работы школьного психолого - педагогического консилиума на текущий учебный год.

    4. Документация по проведению консилиума:

    • Протоколы заседаний.
    • Протокол и приложение к протоколу психологического обследования учащихся класса.

            В протоколе фиксируются результаты всех обследований в первичной числовой форме и в виде качественного уровневого показателя. Этими данными пользуется только психолог. В приложении даётся обобщённая информация по результатам обследования, которая может быть предоставлена для ознакомления другим участникам консилиума.

    • Представления на ребёнка (Приложения № 1,2,3).
    • Карта развития ребёнка, которая содержит следующие вкладыши: "Коллегиальное заключение ШППК", "Заключение специалистов ШППК" и основные разделы индивидуальной коррекционно - развивающей программы, "Лист контроля динамики развития ребёнка".
    • Циклограмма распределения времени ребёнка.
    • Лист координации деятельности специалистов.
    • Коррекционно - образовательный маршрут группы, который разрабатывается на основе полученных результатов обсуждения и заполнения заключения медико - психолого - педагогического изучения ребёнка в образовательном учреждении на начало учебного года.
    • Психологический и педагогический мониторинг.                                                                   

    Приложение № 1

      Педагогическая характеристика

     1). Общие сведения о ребёнке:

    • время пребывания в данном коллективе;
    • краткая характеристика отношений в семье (комфортность, полная, неполная семья, характеристика отношений между родителями, тип семейного воспитания).

    2). Качественные характеристики учебной деятельности:

    • трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий;
    • трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;
    • трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоёмкой работы;
    • трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного;
    • особенности запоминания учебного материала;
    • виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности;
    • предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей.

    3). Количественные показатели учебной деятельности:

    • успеваемость по основным предметам;
    • предполагаемые причины низкой или неровной успеваемости;
    • показатели поведения и общения в учебных ситуациях;
    • описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;
    • описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общественных правил;
    • индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.

    4). Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:

    • описание "типичного" для школьника эмоционального состояния на уроке;
    • описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и т.д.).

    При подготовке к консилиуму педагог собирает и обрабатывает информацию от учителей - предметников, систематизирует собственные наблюдения. Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливаются только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

     Приложение № 2

     Медицинская характеристика

     1). Физическое состояние ребёнка на момент проведения консилиума:

    • соответствие физического развития возрастным нормам;
    • состояние органов зрения, слуха, костно - мышечной системы;
    • переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры);
    • .группа здоровья.

    2). Факторы риска нарушения развития:

    • наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребёнка;
    • факторы риска по основным функциональным системам;
    • наличие хронических заболеваний;
    • характеристика заболеваемости за последний год.

    При подготовке характеристики школьный медик просматривает медицинские карты учащихся, получает, если это необходимо, дополнительную информацию от педагогов, родителей и/или из поликлиники, также готовит выписки для обсуждения на консилиуме.

     Приложение № 3

     Психологическая характеристика

     1). Характеристика познавательной сферы ребёнка:

    • особенности сенсорно - перцептивной деятельности ученика;
    • характеристика развития памяти (объём памяти, соотношение видов памяти);
    • особенности внимания (устойчивость, объём, распределение, произвольность);
    • особенности развития мышления (виды, мыслительные операции, мыслительно - речевая деятельность).

    2). Характеристика эмоционально - волевой сферы ребёнка:

    • общая характеристика нравственных, эмоциональных, интеллектуальных чувств;
    • особенности развития произвольности психических процессов (способность к волевому усилию, наличие осознаваемых целей, самоконтроль).

    3).   Индивидуально - психические особенности личности:

    • тип темперамента;
    • самооценка (завышенная, заниженная, адекватная);
    • основные черты характера;
    • акцентуация характера (тревожный, повышенно - возбудимый, агрессивный, демонстративный, неуверенный  и т.д.);
    • нравственное развитие;
    • способности (общие, специальные, музыкальные, художественные, математические, лингвистические и т.д.).

    4). Особенности мотивационной сферы:

    • интересы, склонности;
    • наличие и характер учебной мотивации;
    • ценностные ориентации.

    5). Социальная характеристика личности:

    • взаимодействие со сверстниками;
    • взаимодействие с педагогами (или другими взрослыми);
    • поведенческая саморегуляция;
    • социометрический статус.

    6) Рекомендации по формам психолого - педагогического сопровождения ребёнка.

    Психологическая характеристика составляется на основе материалов личного дела учащегося, результатов углублённой психологической диагностики, наблюдения за учеником на учебных занятиях, бесед с педагогами, родителями и ребёнком. При подготовке к консилиуму психолог так же, как и педагог, останавливается только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

     Таким образом, консилиум играет в системе психолого - педагогической деятельности очень важную роль. Он позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребёнка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик, психолог и т.д., и на основе целостного видения ученика,  с учётом данных о прошлом состоянии разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития.

    Психолого – педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.

     Данная организационная форма деятельности  представляет собой существенный этап психопрофилактической работы, расширяет  возможности  психолога, делая его работу более конкретной, содержательной и результативной.

       Профессионально грамотно подготовленный, он помогает развитию и учащихся,  и учителей, и всего педагогического коллектива.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie