2023 – ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Наставничество
2023 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии педагога.
Наставничество в учреждении – разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Цель наставничества – создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
- развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;
- совместное планирование работы с молодым педагогом.
-
Форматы наставничества
1.Традиционный формат наставничества –«педагоги-стажисты – молодые педагоги»
Наставник – педагог с опытом
Наставляемый – молодой педагогВ чем суть формата: наставник помогает молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут, подсказывает, как решать рабочие задачи. Также наставник берет на себя ответственность за качество педагогического процесса в группе наставляемого, координирует его педагогическую деятельность. Он вовремя реагирует на изменения в педагогическом процессе, грамотно распределяет силы, чтобы трудности не испугали молодого педагога.
Профессиональная помощь опытного педагога дает возможность молодому педагогу избежать многих ошибок в работе с детьми, родителями, документами. Молодой педагог в короткие сроки развивает необходимые для педагогической деятельности навыки и умения.
Ожидаемый результат: наставник поможет сформировать индивидуальную систему педагогической деятельности конкретного педагога, которая будет отличать его от коллег и позволит стать конкурентоспособным в профессиональной среде. Работа в паре научит молодого педагога анализировать свои педагогические действия, сформирует у него эмоционально-ценностное отношение к профессии на личном примере наставника.
2.Современный формат наставничества – «педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – педагоги с трудностями в этой области»
Наставник – чаще всего молодой педагог, который владеет ИКТ-технологиями
Наставляемый – педагог старшего поколения, который испытывает трудности в освоении компьютерной грамотностиВ чем суть формата: наставник помогает наставляемому освоить компьютер, учит его работать на интерактивной доске, с мультимедийной установкой, искать нужную информацию на профессиональных сайтах, создавать образовательные продукты с использованием ИКТ и электронных ресурсов. В результате молодой педагог получает возможность реализовать себя, повысить свою самооценку. Опытный педагог учится организовывать образовательный процесс с помощью ИКТ и наполнять его новым содержанием.
Преимущество формата – взаимообмен знаниями и опытом между наставниками и наставляемыми. Опытные педагоги несильны в ИКТ, но владеют методикой и знают возрастные особенности детей дошкольного возраста. Молодые педагоги внедряют современные цифровые технологии, но забывают о принципе дошкольной педагогики «Не навреди!». Опытные педагоги помогают молодым коллегам выработать стратегию, чтобы вместе грамотно использовать ИКТ в образовательном процессе детского сада.
Ожидаемый результат: педколлектив освоит ИКТ-технологии и начнет применять их в образовательном процессе не от случая к случаю, а постоянно. Все педагоги будут в равной степени и на высоком уровне использовать их в работе с учащимися и родителями.
3.Расширенный формат наставничества –«заинтересованные педагоги – ответственные родители»
Наставник – педагог
Наставляемые – родителиВ чем суть формата: наставническая деятельность выходит за пределы педколлектива. Педагог в качестве наставника взаимодействует не другим педагогом, а с родителями. Он продолжает оказывать педагогическую поддержку всем родителям учеников, но с одной или двумя семьями выстраивает индивидуальную работу: подробно разбирает проблемы в общении с ребенком, дает рекомендации.
В ходе наставничества педагог формирует с родителями доверительные отношения. Он не указывает им на ошибки в воспитании ребенка, а подсказывает, как надо. Родителям такой формат общения позволяет открыто говорить с педагогом о своих трудностях, так как они начинают видеть в нем союзника.
Ожидаемый результат: данный формат наставничества поможет создать в школе профессионально-родительское сообщество. Родители и педагоги выработают единые требования и подходы к воспитанию детей.
В июле 2022 года на совещании Президента с членами Правительства министр Сергей Кравцов подчеркнул, что Минпросвещения уделяет особое внимание ранней профориентации и подготовке будущих педагогических кадров. Есть задача – привлечь в педагогические вузы еще больше молодых и мотивированных выпускников, которые осознанно сделают выбор в пользу профессии педагога.
КАЛЕНДАРЬ ГОДА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Главная дата Года педагога и наставника – 200-летний юбилей основоположника отечественной педагогической школы Константина Ушинского. Он родился 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1983 г. Есть разночтения: многие источники указывают 1824 г. рождения Ушинского. Но это распространенная ошибка, допущенная десятилетия назад биографами. Мать Константина Дмитриевича указала именно 1823 г.
Константин Дмитриевич является автором книг «Родное слово» и «Детский мир». Это были первые в России общедоступные учебники для начального обучения детей, книги, понятные всем детям: рассказы и сказки о жизни природы и о мире животных. Ключевые активности учреждений культуры важно приурочить ко дню рождения знаменитого педагога.
17 января - Международный день наставничества
21 января -Международный день аспиранта
25 января -День студента
7 февраля -День российского бизнес-образования
19 февраля -День рождения Константина Ушинского
1 марта -Всемирный день гражданской обороны (День учителя ОБЖ)
4 марта -Международный день числа «Пи» (День учителя математики)
13 марта -135-летие педагога Антона Макаренко
2 мая -Всемирный день астрономии (День учителя астрономии)
22 мая -Международный день биологического разнообразия (День учителя биологии)
24 мая -День славянской письменности и культуры
25 мая -День филолога
12 августа -День физкультурника (День учителя физкультуры) (вторая суббота августа)
1 сентября -День знаний
8 сентября -Международный день распространения грамотности
26 сентября -День европейских языков (День учителя иностранных языков)
27 сентября -День педагога дошкольного образования
28 сентября -105 лет педагогу Василию Сухомлинскому
1 октября -Международный день музыки (День учителя музыки)
2 октября -День социального педагога
5 октября -День учителя
19 октября -Всероссийский день лицеиста
30 октября -День школьных библиотек (последний понедельник в октябре)
30 октября -День матери в РФ (мама – главный наставник!)
17 ноября -Международный день студентов
4 декабря -День информатики(День учителя информатики)
14 декабря -День Наума Грамотника – день, когда на Руси начинались занятия
Указ Президента РФ О проведении в РФ Года педагога и наставника